Компании общественной пользы: Международный Опыт » Агентство Инноваций и Развития

Компании общественной пользы: Международный Опыт

В целом ряде стран Европы принято считать, что современные социальные предприятия происходят от рабочих кооперативов и организаций взаимопомощи, существовавших в континентальной Европе в 19 веке. Несмотря на это само понятие социальных предприятий может не иметь законодательного закрепления в таких странах и редко использоваться за пределами узкоспециализированных экспертных дискуссий. Это связано с тем, что в таких странах укоренились другие термины, лучше отражающие национальные традиции определения и разграничения предприятий, ориентированных на общественную пользу и оказание социальных услуг. Так, в Италии с 1991 г. по 2005 г. существовал закон о социальных кооперативах, и только после этого в законодательстве получило оформление понятие социальных предприятий, охватывающее более широкий круг организаций.

Во Франции популярностью обладают другие понятия – «социальная экономика» и «солидарная экономика». В законодательстве близким к «социальным предприятиям» термином является «une société coopérative d’intérêt collectif» (SCIC) – «кооперативная   компания   коллективного   интереса». Эта кооперативная компания обязана привлекать к своим проектам наемных работников, выгодоприобретателей (клиенты, пользователи, поставщики и т. д.), и «вкладчиков» (ассоциации, коллективы, фирмы, и добровольцы), чтобы производить общественные блага или услуги в интересах коллективов, округов и различных отраслей деятельности. Его специфика - коммерческая форма бескорыстного управления, означающая, что руководители организации не получают доли прибыли от его деятельности. Появлению SCIC как самостоятельной формы предприятий предшествовали серьезные дискуссии. С одной стороны, нужна была правовая форма, удовлетворяющая интересам различных стейкхолдеров, вовлеченных в реализацию социально направленных инициатив на местном уровне. С другой стороны, в пользу новой формы выступило экспертное сообщество и члены кооперативного движения, вдохновленные опытом Италии. В то же время издание первого нормативного акта о SCIC в 2002 г. к большой активности по их созданию во Франции не привело. За первые 5 лет появилось лишь 94 организации. Сегодня действующих компаний этого типа 458, а их деятельность регулируется новым законом о SCIC (LOI n° 2014-856 du 31 juillet 2014 relative à l'économie sociale et solidaire).

Терминологическая специфика наблюдается и в Бельгии. В законодательстве в близком значении к социальному предприятию употребляется термин «организация социальной направленности». Он трактуется широко — под понятие «организация социальной направленности» может подпасть по сути любая торговая или производственная корпорация, если ее цели не посвящены обогащению ее членов. За первые 10 лет к данной форме присоединилось 400 предприятий, что с учетом сроков немного. Основной проблемой эксперты считают слишком большие обременения, связанные с приобретением статуса «организации социальной направленности» на фоне существования более гибкой и привычной формы «неприбыльной ассоциации» (ASBL), которая позволяет организациям вести коммерческую деятельность, если она подчинена ее миссии.

Еще один пример использования термина, сходного с социальными предприятиями, но иного по формулировке представляет Канада. В этой стране нет законодательных актов о социальных предприятиях, они также не упоминаются в налоговом законодательстве. Вместо этого используется понятие «компании общественной пользы». Закон о деятельности таких компаний (Community Interest Companies Act, 2012) введен в провинции Новая Шотландия. При этом под общественным назначением понимается такая деятельность, которая приносит благо обществу в целом либо такой части общества, которая должны быть шире группы участников компании. Канадский опыт также показывает, что в крупных странах законодательные новшества могут апробироваться на уровне отдельных провинций прежде, чем приобретут универсальный характер для страны в целом.

В Дании понятие «социальное предприятие» менее укоренено, чем понятия «социальная экономика» и «социальные инновации». Но если социальная экономика используется фактически как синоним первого, социальные инновации предполагают комбинацию экономической и моральной ценности и подчеркивают ориентацию на новый тип роста. Социальная экономика охватывает следующие виды предприятий:

  • Организации, оказывающие добровольную социальную поддержку людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию – это кризисные центры, приюты, группы самопомощи, магазины для бережливых.
  • Кооперативы и общества с демократическим членством, где на предприятии могут работать не все члены, но при этом они влияют на решения посредством голосования (по принципу 1 человек – 1 голос, т.е. не пропорционально материальному вкладу). Такие организации могут находиться в сфере розничной торговли, финансирования, страхования или фермерства.
  • Организации, предлагающие обучение или профессиональную подготовку на рабочем месте для уязвимых групп, это так называемые «социальные предприятия трудовой интеграции» (work-integration social enterprises).
  • Проекты местного развития и возрождения городских территорий, которые предполагают партнерство между государственными, коммерческими и некоммерческими организациями.

Агентство инноваций и развития

+ 373 533 80988

info@innovation.md