Мнение специалиста-практика: некоммерческий сектор в Приднестровье (Интервью с Владой Лысенко, д.ю.н., экспертом) » Агентство Инноваций и Развития

Мнение специалиста-практика: некоммерческий сектор в Приднестровье (Интервью с Владой Лысенко, д.ю.н., экспертом)

1. 2017 год - каким он был для третьего сектора (в сравнении с  предыдущими годами)?   
          Прошедший 2017 год ознаменовался большим количеством разных событий в жизни гражданского общества Приднестровья. Несмотря на сильное сокращение населения, количество общественных объединений в Приднестровье, наоборот, резко возросло. На сегодняшний день в органах юстиции зарегистрировано уже 2.448 НПО и 10 политических партий (для сравнения в РФ - 220.779 НПО, в соседней Молдове – 11.086 НПО). Конечно же, фактическая разница между официально зарегистрированными и реально существующими организациями велика. Ссылаясь на результаты некоторых социальных исследований, число действительно активных НПО, работающих в Приднестровье составляет около 20-30 процентов.
В целом, в 2017 году наблюдается определенное увеличение организационных возможностей местных НПО, а в Приднестровье в целом наблюдается значительный уровень мотивации населения к самоорганизации.

2. По Вашим оценкам, государство стало активнее присматриваться и прислушиваться к опыту неправительственных организаций (можно коснуться года равных возможностей)?  
         На мой взгляд, в Приднестровье долго не наблюдалось конструктивного диалога между гражданским обществом и государством. Ситуация стала меняться несколько лет назад. При государственных администрациях и министерствах стали появляться Общественные советы, НПО стали чаще участвовать в общественных слушаниях, организации стали обращаться с предложениями и проектами к представителям государственных органов.
          Например, в 2017 году был подписал меморандум и соглашение о взаимодействии Министерства внутренних дел с рядом общественных организаций с целью разработки и реализации совместных мер по борьбе с такими социально-опасными заболеваниями, как туберкулёз, СПИД, вирус иммунодефицита человека и наркотическая зависимость. Хорошим примером можно считать участие представителей всех секторов Приднестровья в общественном проекте «Молодежь 21 века за здоровый образ жизни» (www.health-pmr.ru)
         Главным результатом 2017 года стало решение об объявлении в 2018 году - Года равных возможностей в целях привлечения внимания граждан и государства к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья и для обеспечения их успешной интеграции в общество в рамках создания доступной среды.
Несмотря на успехи, есть еще ряд моментов, которые мешают развитию и взаимодействию трех секторов в Приднестровье.  Это и общее недоверие к НПО, и проблемы доступа к информации, участия в принятии решений, финансовые трудности, а самое, на мой взгляд, важное - отсутствие Стратегии развития гражданского общества на ближайшие годы.

3. За минувший год  появление новых НПО привело к более качественной работе третьего сектора? По каким  направлениям НПО-сектору  удалось   достичь весомых результатов? 
          Да, можно однозначно согласиться с тем, что за минувший год появление новых НПО привело к более качественной работе третьего сектора. В Приднестровье стали образовываться разные общественные платформы. Наиболее профессиональные из них работают в области развития бизнеса, образования, туризма, здравоохранения, поддержки экологии и защиты прав человека. 
Например, активно развивается платформа в области здравоохранения. Помимо серьезных инфраструктурных проектов, НПО привлекают гранты для обучения специалистов, методологической помощи в разработке протоколов и стандартов, а также поиска ресурсов на профилактические программы. Хочется отметить работу таких НПО как «Центр репродуктивного здоровья», «Тринити», «Здоровое будущее», «Милосердие», «Актив», «Медико-социальные программы» и т.д.
  В сфере защиты прав человека, продвижения социально – ориентированных программ и образования активными НПО являются «Ассоциация национальных диаспор», Центр «Резонанс», «Институт права и гражданского общества», «Центр правовых инициатив», «Родолюбец», «Априори», «Тираспольская ассоциация детей-инвалидов», «Оздоровительный социально-образовательный реабилитационный центр» (ОСОРЦ), «Крестьянский Союз», Фонд «Сердце», Образовательный центр «Развитие» и многие многие другие.
Больших успехов достигли НПО «Экоспектр» и более 20 НПО, входящие в экологическую ассоциацию, выполняющие консультативные функции и представляющей интересы экологической общественности перед органами исполнительной и законодательной власти Приднестровья. Активно развивает региональное сотрудничество и туризм Агентство регионального развития совместно с местными НПО Приднестровья. Еще в марте 2017 года впервые в г. Тирасполе был открыт первый информационный центр для туристов. 
В сфере СМИ создан Портал для НПО и журналистов. Активно работают как НПО, так и отдельные эксперты-профессионалы, благодаря которым освещается жизнь третьего сектора Приднестровья (Наталья Скуртул, Марина Киреева, Луиза Дорошенко).  Список успешных программ и проектов можно было бы продолжить, но хочется очень надеяться, что НПО Приднестровья будут активно продолжать работать, самоорганизовываться в Национальные Советы, Форумы, организовывать Ярмарки, активно продвигать в социальных сетях и на своих страницах информацию об успехах, достижениях, проблемах и предложениях. 

4. Не формализован ли подход сотрудничества между государством, НПО и бизнесом? Что нужно сделать, чтобы государство не считало НПО чем-то инородным? 
О проблемах взаимодействия общества, власти и бизнеса в прошлом году достаточно серьезно дискутировали на Приднестровском Международном экономическом форуму в рамках секции «Роль гражданского общества в экономическом развитии». Третий же сектор пока немного изолирован. Это связанно с рядом основных причин. Во-первых, это отсутствие госзаказов на услуги, предоставляемых НПО, отсутствие программ финансирования некоммерческого сектора (за исключением дотаций для определенных спортивных, социальных или патриотических организаций). Вторая причина – отсутствие заинтересованности в деятельности НПО среди представителей малого и среднего бизнеса. Налоговое законодательство в Приднестровье не предоставляет налоговые льготы при оказании бизнесом финансовой помощи НПО. 
Тем не менее, проекты НПО в сфере бизнеса развиваются. Например, ТПП Приднестровья в течении прошлого года работала в сфере создания возможностей трудоустройства путем оказания деловой поддержки молодым людям Приднестровья («Бизнес-наставничество»). В сфере развития бизнеса активно работала «Ассоциация ремесленниц», «Ассоциация бизнес-женщин». Начали активно регистрироваться другие бизнес ассоциации, помогающие производителям и поставщикам услуг продвигать общие интересы, а также эффективнее решать возникающие вопросы в сфере сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д. НПО «Центр инноваций и социального развития» продвигает развитие социального предпринимательства. 

5. Как обстоят дела в сфере финансирования, донорства? Стали ли доступны средства для приднестровских НПО, поменялась ли сама структурная составляющая финансирования НПО (меньше грантов от западных стран, больше от бизнеса, или иных источников, например, или нет)? 
В Приднестровье отсутствует механизм государственной поддержки НПО. Для сравнения, в 2017 году финансовая поддержка социально – ориентированных НКО со стороны российского государства составила 8,3 млрд рублей. В соседней Молдове принят закон о социальном предпринимательстве, развивается новый инструмент финансирования – краудфандинг, при котором люди добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Молдавский Закон 2% предусматривает, что, налогоплательщики - физические лица могут направлять два процента подоходного налога, начисленного за предыдущий год, по выбору, любой НПО. 
К сожалению, такой опыт в Приднестровье еще не перенят. У нас отсутствуют местные фонды поддержки НПО, а также внутренние возможности обучения и повышения квалификации лидеров общественных объединений. По статистике, более 90 процентов НПО Приднестровья осуществляют свои проекты через зарубежные гранты. 
Самый большой донор для Приднестровских НПО - это Европейский Союз, который с 2009 года через программы UNDP реализовал гранты на более чем 26 миллионов евро по трем направления: развитие сообществ (в основном инфраструктурные проекты); развитие бизнеса и новых предприятий (поддержано 36 бизнес проектов из Приднестровья и 35 из Молдовы); развитие гражданского общества (профинансировано 50 проектов с двух берегов Днестра). Есть и другие крупные доноры, которые поддерживают приднестровские проекты: Фонд «Восточная Европа», ЮНФПА, МОМ, ВОЗ, разные посольства. 
Вопросы зарубежного финансирования для приднестровских НПО стали в 2017 году актуальной повесткой дня для приднестровских законодателей. Законопроект «Об иностранных агентах» многократно обсуждался как на общественных площадках, так и с представителями властных структур. Отношение к этому закону внутри гражданского общества создало атмосферу недоверия и взаимных подозрений. Некоторые эксперты и лидеры НПО считали, что предлагаемый законопроект - это законная мера государства для обеспечения внутренней безопасности. С другой стороны, большая часть НПО рассматривала новый закон как потенциальный рычаг воздействия на неудобные НПО в Приднестровье, особенно тех, кто активно занимаются проектами в области защиты прав человека и продвижением демократических ценностей. К счастью, в 2018 году компромисс был найден. Приняты новые поправки к Закону о НКО.

6. Что сделать, чтобы работа третьего сектора была более успешной, чтобы бенефициары и общество в целом максимально выиграли от этой деятельности? 
Как я уже говорила, что степень доверия населения и государства к НПО невелик. Однако, общественные объединения становятся важным фактором общественной жизни, который нельзя игнорировать. Необходимо учитывать большие потенциальные возможности НПО и разработать эффективные методы использования этого потенциала. Это даст возможность правильно определить приоритеты в море социальных проблем, требующих своего разрешения, более эффективно распределить ограниченные ресурсы для решения этих проблем, а также привлечь дополнительные добровольные средства различных общественных объединений и отдельных граждан.

Интервью с Владой Лысенко, д.ю.н., экспертом 
vlada.lisenco@gmail.com
Полная версия в репортаже «Инфо Мост»
http://www.infomost.org/libview.php?l=ru&idc=4&id=1092&t=/obsectvo/kak-projilo-2017-god-grajdanckoe-obsectvo-pridnectroviea/

Агентство инноваций и развития

+ 373 533 80988

info@innovation.md